Виды амортизационных вилок

В наши дни, трудно представить себе горный велосипед, на котором не установлена амортизационная вилка. Благодаря таким вилкам, переднее колесо велосипеда способно плавно преодолевать различные неровности, встречающиеся на пути. Это позволяет легче и лучше контролировать ваш байк, при преодолении дорожных препятствий и значительно повышается комфорт езды. К минусам таких вилок относится их высокая цена – в зависимости от качества и различных типов примочек она может варьироваться в очень широких пределах. Еще одним минусом амортизационных вилок является их вес, ведь они гораздо тяжелее своих собратьев – жестких вилок. Также к минусам следует отнести такой фактор, как потеря энергии при раскачке и при кручении педалей, так как часть передаваемого усилия при нажатии на педали поглощает амортизация. Что касается последнего минуса, то уже на вилках среднего класса могут присутствовать различные регулировки жесткости или LockOut – полная блокировка вилки, которую можно задействовать при движении по шоссе или ровной дороге.

На современном велосипедном рынке самыми распространенными производителями амортизационных вилок являются: RST, SR SunTour, Marzocchi, Rock Shox, Fox.

По типу амортизаторов, велосипедные вилки делятся на следующие виды:

  • пружинные
  • пружинно-эластомерные
  • воздушные
  • масляно-пружинные
  • масляно-воздушные

Подробнее о каждом из перечисленных видов:

Пружинная вилка – самая простая вилка из существующих. Состоит из одной или двух пружин, закрытых в шатуне  под резиновой  защитой. Демпфер в таких вилках отсутствует, поэтому мелкие вибрации она гасить не в состоянии, а на серьезные нагрузки она просто не рассчитана. В итоге Вы получите ту же самую жесткую вилку, но выйдет из строя или потребует ТО такая вилка гораздо быстрее. Никаких настроек у пружинной вилки быть не может, за исключением возможности блокировки. Вилки этой ценовой категории обещаются сжиматься на 75-85 мм, а в действительности не дотягивают и до 35-40мм. Служат они недолго и часто ломаются. Их главный плюс – невысокая цена.

Вилка амортизационная пружинно-эластомерная                                              suspenson_fork_pruzhinnaya

Пружинно – эластомерные вилки  – механикой не отличается от пружинных, но дополнительно еще установлен стержень из полимерного материала, который выполняет функцию демпфера, за счет чего и гасятся мелкие вибрации. Используется на большинстве велосипедов.

Воздушные амортизационные вилки – в качестве демпфера и пружины амортизатора выступает воздух, который накачивается насосом. Легкие,  простые в использовании. Катание комфортное, хорошо сглаживает неровности. Минусом  воздушных вилок является  срок службы и  трудоемкий ремонт.  При агрессивной езде может  пропускать воздух из-за износа манжет.

Масляно – пружинные вилки – на сегодняшний день, являются самыми надежными и лучшими в мире.  Пружина в таких вилках изготовлена из прочной стали, а в качестве демпфера выступает масляный картридж. Благодаря использованию качественных материалов, пружины в таких вилках  работают долго и с требуемой жесткостью. Существует три вида масляно -пружинных механизмов:

  • Открытая масляная ванна — самый старый и простой вид демпфирования. Масло свободно плещется в штанах вилки, в них же установлен демпфер диаметром ~2 см. Масляная ванна является общим объемом масла, используемого для работы демпфера и смазки направляющих подшипников ног вилки. Такая конструкция надежная, но относительно тяжелая из-за большого количества масла.
  • Полуванна — демпфер находится в одной из ног, герметичен, имеет собственный запас масла, которое не используется за пределами демпфера. В штанах находится по 5-20 мл густого масла для смазки направляющих подшипников ног. Такая конструкция легче, масло демпфера не контактирует с кислородом и с грязью из внешнего мира, но если масло вытечет из демпфера в штанину, то вилка потребует ремонта (фирменная болезнь RockShox).
  • Закрытый картриджный — может относиться как к ванне, так и к полуванне (также может нести в себе функцию блокировки, без отбоя). Такой демпфер теоретически не подлежит разборке и ремонту, в случае поломки выбрасывается и заменяется новым.

Масляно – воздушные вилки – пружиной служит накаченный воздух, а демпфером картридж, заполненный маслом. Существует два вида ванн с маслом, которое находиться в специальном картридже:

  • Открытая масляная ванна – в ней масло и демпфер находятся в штанах вилки. Масляная ванна обеспечивает смазку сальников и пыльников. Вилка с открытой ванной не требует смазки внутренних частей, имеет регулировку отбоя вязкостью масла, работает плавно и мягко.
  • Закрытая масляная ванна – она характеризуется закрытым демпфером, который размещен в ноге вилки. В такой конструкции в масло не попадает грязь, что позитивно сказывается на работе вилки. Но её нужно чаще разбирать, чистить и смазывать внутри. Работа вилки с закрытой ванной более жесткая.

Такой тип конструкции отлично подходит для кросс-кантри и постоянного катания, но пасует при больших нагрузках на горных спусках. Кроме того, срок службы ожидаемо ниже, чем у пружинных механизмов.